Чарушинские храмы

ОСВЯЩЕНА ПРИ ГРОМАДНОМ СТЕЧЕНИИ БОГОМОЛЬЦЕВ (К 120-ЛЕТИЮ ХРАМА)

Ирина Неганова

Предисловие. Конечно, фраза длинновата для заголовка. Но когда я работала над статьёй в республиканском архиве, ко мне пришла мысль о том, что УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА Удмуртии — Сретенский храм в деревне Большая Чепца жив благодаря общей молитве. Её сила в том, что нынче исполнилось 120 лет с момента освящения храма, храм стоит и 2 августа пройдёт праздничная служба в нём.
Спасибо, Сергей Жилин, за интересную предысторию церкви, Данил Ральников, за открытие того, что церковь построена по проекту знаменитого И.Чарушина, Павел Роготнев за неугасимый интерес к истории Дебёсского района, Павел Миронов, Максим Корепанов, Darina Chirkova за помощь в поисках респондентов, Руфима Ложкина за щедрость на газетную площадь).

Исполнилось 120 лет со дня освящения церкви в деревне Большая Чепца


«Зданием деревянная, на каменном фундаменте, обшита в сем 1859 –м году тесом и выкрашена на масле белилами, с таковою же колокольнею, крепка, и обнесена в сем же 1859 –м году деревянною решетчатою оградою»
,- так представляет Сергей Жилин церковь в своей книге «Зура: взгляд сквозь столетия». Церковь эта была построена в селе в 1847 году на средства прихожан, и в описываемой картине ей 12 лет. Благодатный возраст! Тогда ещё никто не предполагал, что суждено этой церкви, освященной в честь св. Митрофана, через несколько лет обрести вторую жизнь в деревне Большая Чепца.

Когда в Зуре построили каменный храм, старую деревянную церковь, которая слышала молитвы страждущих в течение пятидесяти лет, перевезли в Большую Чепцу. Там по просьбе прихожан и решению Святого Синода было решено открыть приход.

Место указал Чарушин

Считается, что выбор места для любого храма — это промысел и таинство Божии. Место это отмечено Всевышним. А уж Его волю на земле исполняют люди. Документы Центрального Государственного Архива УР подтверждают интереснейшие факты, как зарождалась вторая жизнь церкви.

Обратиться в Архив меня побудила переписка в Данилом Раскольниковым, молодым архитектором, историком, человеком, который занимается вопросами сохранения историко-культурного наследия нашей республики. Данил сообщил, что Церковь в Большой Чепце была построена при непосредственном участии Вятского Губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.

Невероятно!!! Тот самый знаменитый Чарушин, по проектам которого были возведены более 500 зданий и сооружений, 165 храмов, оказывается, сам выбирал и осмотрел место в центре Большой Чепцы, а позже, после завершения строительства церкви своей рукой составил акт освидетельствования.

В материалах дела, посвященных открытию Церкви, имеется любопытный документ. Доверенный по строительству церкви крестьянин Данил Савельев Осипов в прошении на имя Его Преосвященства Алексия, епископа Сарапульского, сообщает о том, что прихожанами куплена Церковь из Зуры, на «которую для постройки составлен Губернским Архитектором г. Чарушиным план, а также составлены планы домов для притча… За наблюдением постройки Церкви и домов для притча принял на себя помянутый архитектор Чарушин. Место под церковь осмотрено и указано в натуре Архитектором г. Чарушиным». Документ датирован 17 апреля 1895 8года.

В центре деревни

Церковь просторно, на виду расположилась в центре деревни. Но, как утверждает краевед Павел Роготнев, этот простор был обеспечен прихожанами. Дело в том, что на месте нового строительства Церкви стояли жилые крестьянские дома. Их на брёвнах, без особого ропота хозяев перекатали на другое место.

на прицерковную землю и у духовенства, и у крестьян были свои планы. Первые надеялись, что при церкви будет нарезано достаточно земли для священников и кладбища. Крестьяне же знали, что с появлением церкви деревня приобретает  статус села, и это означало, что будут разрешены ярмарки, которые, как правило, проводились на площадях при храмах.

Координировать все действия по возведению церкви пришлось Благочинному 4 округа Сарапульского уезда села Дебесы священнику Петру Чемоданову. Безупречным каллиграфическим почерком пишет он духовному начальству прошения и рапорты. Вот, к примеру в январе 1896 года докладывает: «При деревне Большая Чепца Дебесского прихода 2 июня 1889 года открыт Св. Синодом приход с тем, чтобы прихожане на свои средства построили церковь и притчевые дома. Прошлым летом деревенская церковь построена и покрыта железом».

В копии акта, подписанного архитектором Иваном Чарушиным 26 июля 1895, читаем заключение: «…постройка произведена вполне правильно и из материалов хорошего качества. От утвержденного плана никаких отступлений не следовало, за исключением формы двух верхних ярусов, которым вместо осьми граней придано четыре, но это отступление не служит в ущерб ни прочности, ни красоте колокольни». Конечно, в акте имеются указания на недостатки строительства, которые необходимо было устранить, тогда «церковь можно будет вполне признать безопасною для проведения в ней общественного Богослужения».

Три года ожидания

Но мечтам прихожан о скорейшем открытии храма суждено было исполниться только через три года! Причин столь долгого ожидания, как показывает переписка, было несколько. Денег прихожан не хватало, чтобы обустроить всё, как требовали план и предписания духовного начальства. Дома для священников строились с трудом. Были проблемы с печами и крышей в самой церкви. Камнем преткновения стала земля. Крестьянская община всячески тянула и не хотела делиться наделами, не нарезала земли, удобные для церкви.

Уполномоченный от прихожан Василий Алексеев Жданов пишет Покорнейшее Прошение на имя епископа Сарапульского Никодима, в котором слезно просит разрешения освятить новопостроенную церковь: «От всей приходской Дебесской церкви мы удалены на расстоянии 17 верст, вследствие чего нам весьма трудно удовлетворять свои религиозные нужды, несмотря на все наше искреннее расположение ко Святой Церкви… Терпения наше и средства оскудевают».

Но Благочинный Дебесского Прихода священник Петр Чемоданов отписывает в Духовное Правления Вятской Губернии обстоятельные рапорты, в которых настойчиво и терпеливо повторяет, что земля не нарезана, что утвари для свершения служб недостаточно, притчевые дома не завершены в соответствии с планом. Не забывает указать на лень и непослушание крестьян. В ноябре 1897 года в спорной ситуации даже пришлось разбираться чиновникам Духовного Правления.

И вот очередной рапорт священника, но уже с благой вестью, он датирован 13 февраля 1899 года: «…я совершил освящение новой деревянной церкви и престола в честь и память Сретения Господня в селе Большая Чепца сего 12 дня Февраля, в сослужении трёх священников и двух диаконов, при громадном стечении богомольцев».

Возможно, благодаря той общей молитве «громадного стечания богомольцев» и жива Церковь в Большой Чепце — уникальный символ православной веры и уникальный памятник деревянного зодчества.

По материалам ЦГА УР

Источник: http://moyaokruga.ru/noviput/Articles.aspx?articleId=275179#

(550)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *