Чарушинские храмы

В память об Иване Аполлоновиче Чарушине

Эта статья вышла в свет в начале марта 2017 году, ко дню 155-летия со дня рождения знаменитого архитектора и подписана  Владыкой Викторином, митрополитом Ижевским и Удмуртским. Предлагаем читателю её целиком.

В многострадальную историю нашего Отечества вошло не так уж много лиц, которые были почитаемы и уважаемы и до революции, и в Советские годы, и  в наши дни. Иван Аполлонович Чарушин – это одна из таких уникальнейших личностей. Не просто образованный, но глубоко сведущий в искусстве; не просто талантливый, но гениальный; не просто трудолюбивый, но чрезвычайно плодовитый в своем архитектурном деле. Подобными эпитетами можно долго вспомнить этого великого человека. В Советское время его чаще всего вспоминали как автора проектов гостиниц и домов культуры в г. Кирове. Мы же, православные христиане, вспоминаем его, прежде всего, как архитектора не одной сотни храмов, построенных на территории Вятской губернии (ныне это Кировская область, Удмуртия и часть Татарии).

Чарушин И.А.

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения великого архитектора, сумевшего не просто спроектировать для Вятской земли массу уникальных по красоте храмов, но и создать свой особый стиль зодчества – новый, но в тоже время укорененный в православную традицию.

Родился будущий архитектор 9 марта (по новому стилю) 1862 года в городе Орлове Вятской губернии. Уже в раннем детстве на семью Чарушиных обрушились тяжелые испытания – когда Ивану было 4 года, умер глава семейства Аполлон Чарушин. Его жена Екатерина осталась одна с 8 детьми на руках. Семья находилась в бедственном положении. «Помню, как мы ели хлеб из мельничной пыли, а по вечерам жгли лучину вместо сальных свеч, – вспоминал позже Иван Аполлонович. — От такого голодного режима семья быстро сократилась. В первый же год после смерти отца умерли старики, мои младшие брат и сестра, и я остался в семье самым младшим…».

Позже семью спас дядя Ивана Аполлоновича, который взял их на содержание. Он же позаботился об образовании детей. В 1873 году Иван успешно закончил Орловское уездное училище, а в 1888 году окончил Петербургскую Академию художеств. С 1890 по 1893 год работал на острове Сахалин инженером-архитектором. Уже здесь будущий гении показал невероятное трудолюбие и талант: в год он проектировал по 50 зданий различного назначения, его трудами был устроен первый на острове кирпичный завод, здесь же он начал проектировать храмы. Иваном Чарушиным на Сахалине были построены часовня и деревянный Покровский храм.

После кончины молодой жены, архитектор покинул Сахалин и вернулся в Вятку. Не смотря на то, что благодаря таланту, он легко мог бы стать видным столичным архитектором, он не поехал в Петербург, а решил посвятить свою жизнь родной земле.

Заняв должность губернского архитектора, он трудился не покладая рук: нужно было не только самому делать проекты, но рассматривать и утверждать проекты других авторов, вести текущую работу по перестройке старых зданий, присутствовать при обсуждении чертежей с заказчиками, определять места построек, наблюдать за ходом строительства, объезжая весь Вятский край.Особенно усердно Иван Аполлонович трудился над возведением храмов.  За свою жизнь он спроектировал 165 церквей, из которых 67 каменных и 98 деревянных. Многие из них знакомы и очень дороги нам, жителям Удмуртии: это и жемчужина Ижевска Михайловский собор, и Успенская заречная церковь, и храмы обоих открытых сегодня Ижевской епархии монастырей – в с. Перевозное и с. Люк. Ивану Аполлоновичу принадлежат проекты и многих других церквей Удмуртии.

Наиболее плодотворным был для него период до 1917 года, когда он возводил одно за другим здания самого разного назначения: церкви, жилые дома, магазины, школы, банки. Особого внимания заслуживает особняк Булычева в центре Вятки, построенный в готическом стиле. Над интерьерами здания работала артель все того же Георгия Джмухадзе, который не раз трудился вместе с Чарушиным. Сейчас этот похожий на английский замок дом является одной из достопримечательностей Кирова, даже несмотря на то, что в нем располагается отделение ФСБ и фотографировать памятник решаются не все.

Так он трудился до 1917 года. После Октябрьской революции при новой власти Ивану Аполлоновичу каким-то чудом удалось избежать репрессий, как  многим талантливым людям того времени, даже несмотря на то, что он был автором многих церквей Вятской губернии. Более того, И. Чарушин продолжил творить, правда, теперь уже не храмы, а совершенно другие  здания на нужды нового времени.  Так, например, в Кирове им было спроектировано здание управления НКВД (т.н. «Дом чекистов»), построенный в 1939 году.

В советские годы архитектор продолжал усиленно работать и воплощать проекты в жизнь, хотя его творческая активность встречала ограничения со стороны новых властей. В этот период Чарушин пробовал себя в промышленной архитектуре — Киров становился крупным индустриальным центром. Но строил мастер и в центре города (например, здания Педагогического института и центральной гостиницы).После своего 75-летия Чарушин перестает работать и уезжает по предложению сыновей к ним в Ленинград. Шел 1939 год. А уже через два года вся семья возвратилась в Киров, успев эвакуироваться до установления блокады. На родине Чарушин дожил до победы в войне и скончался 29 июля 1945 года.

Но, тем не менее, вряд ли мы сможем назвать судьбу архитектора столь уж благополучной. Ведь ему пришлось видеть как разрушались созданные им храмы. Великолепные храмы, такие как Михайловский собор, на которые люди с огромным трудом, всем миром собирали деньги, в которые архитектор вкладывал душу, на его же глазах разрушались. И он ничего не мог с этим поделать. Чтобы хоть как-то сохранить здания церквей, чтобы сохранить для потомков традиции зодчества, ему даже приходилось предлагать властям проекты перестройки храмов, лишь бы их не уничтожали. Но, новая власть была беспощадна к наследию старины и вековым традициям.

Иван Аполлонович Чарушин скончался 29 июля 1945 года. Историки пишут, что несмотря на только окончившуюся войну и разруху в стране, похороны были торжественными. Многие люди помнили и уважали гениального соотечественника.

И нам, потомкам, нужно помнить этого человека и быть благодарным ему за те великолепные храмы, в которых мы и сегодня продолжаем молиться. Да, многие из них были разрушены, но мы их восстанавливаем. И восстанавливаем в полном соответствии оригинальному проекту Ивана Аполлоновича. Потому что стиль его храмов, архитектура его зданий несет в себе наследие вековых традиций, несет в себе отпечаток того гениального таланта, которым Господь одарил вятского архитектора. В преддверии 155-летия со дня рождения И.А. Чарушина нам обязательно нужно задуматься над тем, как сохранить и передать наследие архитектора потомкам. Нам нужно позаботиться о восстановлении еще не восстановленных храмов, а также сделать все, чтобы не допустить в будущем повторения того времени, когда святыни попирались и разрушались.9 марта, в день рождения И.А. Чарушина, после уставного богослужения в Михайловском соборе г. Ижевска духовенством будет совершена панихида. Всех верующих жителей г. Ижевска призываю прийти, по возможности, на это богослужение и помолиться о гениальном архитекторе.

Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин

(553)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *